Крупный план. "Облачный атлас"
Nov. 2nd, 2012 12:26 am![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
В четверг вечером, слегка припозднившись, в Москве прошла премьера трехчасового фильма "Облачный атлас", который Лана и Энди Вачовски в содружестве с немецким режиссером Томом Тыквером сняли по роману Дэвида Митчелла.
Представить картину в мультиплекс "Октябрь" приехали все три режиссера, продюсеры картины Стефан Арндт и Алекс Боден, южнокорейская актриса Дуна Бэй, американские звезды Халли Берри и Хьюго Уивинг. Группу представил Александр Роднянский, выступивший одним из сопродюсеров блокбастера. Он сказал, что "Облачный атлас" - возможно, один из самых заметных фильмов в истории кинематографа. В этом, как выяснилось в ходе просмотра, много правды.
Энди Вачовский приветствовал переполненный зал: "Хелло, Москва!" - и извинился за то, что публике пришлось подождать: "Мы три дня провели в пробке!". Лана Вачовски начала свою экзальтированную речь по-русски: "Я люблю Москву", но выяснилось, что это, собственно, все русские слова, которые она успела выучить. "Мы горды этим фильмом, - призналась Лана Вачовски уже по-английски. - Я очень надеюсь, что вам он понравится".
Том Тыквер пообещал снова посмотреть свою картину вместе со зрителем: "Мне интересно узнать, как фильм будет звучать на русском языке!".
Первые впечатления
"Облачный атлас" предъявляет публике очень непростое, но захватывающее зрелище. Примерно час ты привыкаешь к необычным условиям игры, остальные два часа от экрана уже невозможно оторваться. Шесть новелл, составлявших роман Митчелла, объединены идеей детерминированности - взаимозависимости и взаимообусловленности всего сущего. Эта идея занимала многие умы, от Рэя Бредбери до Алехандро Гонсалеса Иньярриту, создателя фильма "Вавилон", о котором вспоминаешь уже с первых кадров картины Вачовски и Тыквера. "Облачный атлас" - примерно такой же бобслей связанных незримыми нитями событий, но теперь они разделены не только пространством, но и временем: действие перебрасывается из Кембриджа 1938 года в Сан-Франциско 1973-го, Лондон 2012-го, в Сеул, который к 2144 году уже поглощен океаном и построен заново под названием Нео-Сеул, а также в неопознанную пост-апокалиптическую эпоху, обозначенную как "через 106 зим после Крушения". Между прошлым и будущим в фильме даже не миг и не волшебный "пролет" - а просто монтажный стык: времена, эпохи и даже планеты могут меняться с каждым новым кадром - и становятся единством. Это фильм, рассчитанный на компьютерные мозги, способные держать в памяти и обрабатывать огромное количество информации, и он более всего напоминает Windows, когда на мониторе открыты сразу шесть окон, и в каждом происходит свое действие, и все их нужно отслеживать и анализировать одновременно.
Удивительно и то, что шесть туго сплетенных новелл, которые существуют как бы в единстве, на самом деле ухитряются существовать в разных жанрах: футуристический фэнтези сменяется романтическим приключением в духе капитана Блада, очень смешной современной бытовой комедией, вестерноватыми нравами салунов, страшной сказкой с наивно пугающим дьяволом и вполне реалистическим расследованием, которое ведет современная журналистка из Сан-Франциско. В фильме свободно бродят тени Солженицына и Кастанеды, темы борьбы за освобождение негров от рабства, мотивы однополой, но до гроба, любви, прав человека и жутковатых социальных антиутопий в духе "Метрополиса" Ланга. Звездный состав фильма поражает совершенно цирковым парадом волшебных превращений-перевоплощений: каждый актер играет по шесть-семь ролей, меняя не только грим и характер, но и пол своих персонажей, причем так, что на финальных титрах, наглядно раскрывающих все тайны перевоплощений, зал заходится от восторга.
Но и этого мало.
( Read more... )