На вершинах. Пророк эпохи Интернета
Apr. 18th, 2012 02:49 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

«Если возможно умереть и вернуться, - сказал Лири незадолго до смерти, - я вернусь красивой, смешной и умной азиаткой. Но если бы я мог выбирать, я снова стал бы собой - медиа-волшебником ХХI века». И кто знает, где и в какой форме существует он сейчас...
Марина Захарова
По данным ирландской компании Nua Internet Surveys, число пользователей Интернета в мире достигло в феврале 2002 года 544,2 млн. чел., что составляет 8,96% от населения планеты. Насколько же оказался прав в своих размышлениях Тимоти Лири, культурный провокатор, пионер психоделической эры и проповедник новых технологий?
«Компьютер - ЛСД 90-х», - сказал Тимоти Лири в конце восьмидесятых, когда на свет появилось новое, настоянное на психоделиках и пропитанное электронными ритмами поколение. По мнению Лири, виртуальные реальности и компьютерная среда явились порождением и прямым продолжением психоделической революции - не случайно первым шагнуло в Сеть поколение «детей цветов», а знаменитая Силиконовая долина находится всего в сорока минутах езды от Сан-Франциско. В освоении виртуального пространства выходцы из времен психоделического бума играли заметную роль, как, например, борец за свободу Интернета Джон Перри Барлоу. Уверяют даже, что глава «Майкрософт» Билл Гейтс в молодости активно потреблял галлюциногены.
По идее, «киберия» должна была вытеснить «психоделию» - этакая смена парадигм. Но... Но можно сказать, что сейчас психоделия прочно связана с «киберией» в единое «киберделическое» пространство. Человек, не переживший психоделический опыт, просто не понимает, как использовать возможности современных медиа и Интернета.
Все великие культурные перевороты прошлого века связаны с единым процессом расширения, освобождения, перепрограммирования сознания, разрушением давления левого полушария и навязанных традицией и обществом установок. «Учитесь управлять своим мозгом», - главный посыл книги Лири «Хаос и киберкультура». Электронные мультимедиа лучше любого наркотика активируют и перепрограммируют мозг любого человека, держащего в руках ремоут-контрол к собственному сознанию. Электронное сетевое пространство - детище психоделической революции - и есть то самое место, где ты можешь создавать свои собственные миры и взаимодействовать с ними. Психоделики плюс новые технологии - это ступени к освобождению, ступени по дороге к «озарению» или «просветлению».
В своей книге «Инфопсихология» Лири писал: «Данная реальность пусть останется для школьников, мы же станем пионерами иных, неизведанных и моделируемых реальностей. Они не виртуальны, они есть на самом деле, нужно только найти к ним пароль. Садись за компьютер и начинай поиск». Последующее десятилетие эйсид-гуру и крестный отец кибердвижения чутко прислушивался к шороху зеленых контркультурных ростков, не пропуская ни одного из них. И, наверное, ехидно усмехался, слыша стенания о «компьютере - наркотике»...
Ещё в восьмидесятые годы прошлого века Тимоти Лири совершал лекционные турне по учебным заведениям и рисовал картины увлекательного будущего, которое принесут в мир компьютеры. «Это было настоящей эволюцией. В шестидесятые годы мы совершили великое открытие: оказывается, технология органической химии способна изменять ваш разум. А теперь мы узнаем, что эти изменения могут вызываться не порошками и курительными смесями, а электронными пучками и экранами». Он даже создал компанию «Футик» по разработке программного обеспечения, кодирующего аналоговую информацию, которая содержится в мыслеобразах, в цифровую.
В то же время Лири описал, как компьютеры изменили характер межличностного общения. Его идеи актуальны и сейчас: «Я принадлежу к старшему поколению. Мы пользуемся электронной почтой и думаем, что это «чертовски круто». А молодежь тем временем проводит все свободное время в on-line Интернета. Какая там электронная почта, они же живут в глобальной сети! У каждого уважающего себя десятилетнего мальчишки есть своя страничка в Интернете. Это же поразительно, а если учесть, что все это ежемесячно изменяется.... Многоканальность, скорость, мировой масштаб, визуализация. Естественно, слова по-прежнему значимы, если употреблять их в качестве символов. Как слово «коммунизм», к примеру».
Информационная революция давно уже идет, меняя на глазах старый мир и старое сознание. Две заповеди новой, Нейрологической, эры провозглашены: «Не препятствуй ближнему изменять его/ее сознание», «Не изменяй сознание своего ближнего без его/ее согласия». Ну что?.. «Turn on, Tune In, Drop Out» («Включись, настройся и улети»)?
«Если возможно умереть и вернуться, - сказал Лири незадолго до смерти, - я вернусь красивой, смешной и умной азиаткой. Но если бы я мог выбирать, я снова стал бы собой - медиа-волшебником ХХI века». И кто знает, где и в какой форме существует он сейчас... Вспоминается Сергей Тетерин с его Медиараем. Он утверждает, что настоящие медиа-созидатели после жизни попадают в Телекоммуникационный Рай». Это безусловно фантастическое место. Оно естественным образом связано с миром ангелов и всеми видами Манны Небесной, с одной стороны, а с другой - имеет потусторонний шлюз для выхода в человеческий Интернет. И не только в Интернет, а во все виды мобильной и пейджинговой связи, в какую угодно другую телекоммуникацию. И после смерти души медиахудожников, как неуловимые счастливые призраки, скользят в Паутине и нередко откликаются на призывы живых людей, знающих верный e-mail или номер ICQ».
Вероятно, Лири с его опытом сможет обрести свою новую форму (если уже не обрёл) ничем не сдерживаемого потока информации и получить всё то, что ему необходимо - вдохновение, свободу, возможности и перспективы, новые горизонты и общение, а также Славу, Любовь и Бессмертие. А вместе с ним и мы, дети информационного тысячелетия.
Да здравствует компьютер и Интернет!
Один из основателей гуманистической психологии в 1950-е годы, Тимоти Лири в 1960-х годах обрел и славу и бесчестие за свои эксперименты с расширяющими сознание наркотиками - такими, как ЛСД-25. В сан-францисском зале «Авалон» Лири вывел дико разодетых хиппи на часовое индуистское песнопение в честь нового свами, установленного на Хэйт-Эшбери. Потом в районе вокруг Калифорнийского Залива его «Бродячее Шоу ЛСД» привлекало приверженцев наркотиков и просто любопытствующих к яркому цветному кино, призванному усилить опыт ЛСД. Терпкий запах курений пропитывал воздух, а д-р Лири, облаченный во что-то вроде белой хлопчатобумажной пижамы, выходил и обращался к своей аудитории с фразой, которая впоследствии стала расхожим лозунгом поколения любви и мира: «Включайтесь, настраивайтесь и отпадайте!» (Turn on, tune in and drop out!).
И в последние годы жизни расширение сознания много значило для гораздо более успокоенного перипетиями жизни Тимоти Лири. Не все, правда, знают, как он, оставив позади наркотическую культуру, переключился на новый инструмент расширения наших горизонтов - не отрицая значения наркотиков, он предложил компьютер. Всем известны последние годы его жизни: узнав, что он неизлечимо болен раком простаты, Лири превратил свой дом в виртуальную приемную, позволив всем пользователям Интернета знакомиться со своими последними работами и своими глазами наблюдать процесс умирания. Его страница - по-прежнему одна из лучших на Web'e. Предлагаемый относительно малоизвестный документ как раз и призван показать начало этого поворота в мышлении Тимоти Лири. «Разумность - предельный возбудитель,» - вот его основной постулат, и сам он предстает перед нами как исключительно ясный мыслитель и тонкий и глубокий аналитик.
Лири родился в 1920 году и прожил мириады жизней, обернутых в одну. Он написал 24 книги, вместе с Г.Гордоном Лидди был героем документального фильма, сам писал сценарии и снимался в кино (например, в «Милых Мечтаниях Чича и Чонга») и, наконец, написал первоначальную версию битловской песни Come Together. В 1969 году он даже баллотировался на пост губернатора штата Калифорния.
Сосредоточенность Лири в последние годы жизни на использовании персональных компьютеров привела к развитию того, что он сам называл «очень высоко интерактивным программным обеспечением». Он разработал программирующий язык под названием СКИПИ (SKIPI - Super Knowledge Information Processing Intelligence, что-то вроде «разум, обрабатывающий информацию сверхзнания») и был президентом «Фьютик» (Futique) - группы, занимавшейся адаптацией учебников и романов к личностным стилям и познавательным ритмам читателя. «Считайте "Фьютик" противоположным тому, что называется "антик" (antique),» - объяснял Лири, воодушевленно рассказывая о своих электронных книгах, или <головном обеспечении» (headware), как он их предпочитал называть. Первая из таких книг, «Приключение Разума» (Mind Adventure) вышла к Рождеству 1985 года в издательстве «Электроник Артс».
М.Н., Speaking In Tongues
"Я планирую устроить самое радостное Погребальное Торжество в человеческой истории. Я хочу Де-Анимировоть свое тело, и каждая ступень моего Суи-Сайда будет транслироваться в Интернете. Надеюсь, миллионы людей будут на линии во время моей прощальной вечеринки". "Самонадеянный Коммуникатор", культурный провокатор, пионер психоделической эры и проповедник новых технологий, эйсид-гуру и крестный отец кибердвижения, Тимоти Лири хотел устроить из своей смерти жертвоприношение информационному веку. Но прощальная вечеринка оказалась не такой веселой, как хотелось Лири. Он умер тихо и спокойно в своем доме в Лос-Анджелесе, в возрасте семидесяти пяти лет. Лири относится к той когорте старейших патриархов американской контркультуры , вроде Уильяма Берроуза, которые так никогда и не остепенились, сохранив на всю жизнь заряд революционного энтузиазма. В свои семьдесят пять Лири был гораздо моложе, чем любой двадцатилетний "эксер". Он жил будущим. Генные мутации, заселение других планет, киберпространство, криогеника, "сайенс фикшн " (любимый автор - Уильям Гибсон), "умные наркотики", СД-РОМы, конечно же, Интернет, одним из пионеров и активных пропагандистов которого он был. Его дом, бунгало в Беверли-Хиллз по соседству с Родом Стюартом, завален компьютерными дисками, рэйверскими журналами и всякими кибернетическими новшествами. Здесь обитают еще с десяток человек, его маленькая секта: постоянно прибывают гости - старые друзья вроде Дэвида Бирна, Йоко Оно, Сюзан Сарандон или крестницы Уайноны Райдер, журналисты со всех концов света. Общение было смыслом существования Лири. Он давал десять пятнадцать интервью в неделю, читал лекции, устраивал перфомансы, очень любил вечеринки, по несколько часов в день "болтал с умными эстетичными друзьями" в Интернете - особенно после того, как в конце 95-го врачи нашли у него рак простаты и Лири оказался прикован к креслу. "Большую часть времени я провожу, общаясь с самыми интересными людьми на свете, - говорил Лири. - Я учусь у них". До последнего дня он оставался апологетом наркотиков. В сводках здоровья есть таблицы ежедневных доз, которые потрясут любого рэйвера. Несколько таблеток болеутоляющего, три-четыре "линии" кокаина или "спида", внушительные порции кетамина или ЛСД, парочка-другая "бисквитов д-ра Лири" (на ломтик хлеба ломтик сыра, немного гашиша, приправа по вкусу, несколько минут в микроволновке) . До болезни Лири регулярно участвовал в рэйвах. накладывая на музыку лекции-лозунги; стоя за пультом, седой, с веселым блеском в глазах, одетый в серебристый наряд с оптическими разводами, он был похож на этакого техно-Моисея. Он стал гуру киберреволюции - так же , как когда-то . стал гуру революции психоделической. "Учитесь управлять своим мозгом" - главный посыл последней книги Лири "Хаос и киберкультура". Евангелия от киберпанка. Все великие культурные перевороты XX века связаны с единым процессом расширения, освобождения, перепрограммирования сознания, разрушения давления левого полушария, давления навязанных традицией и обществом установок. В этом процессе психоделия прочно связана с Киберией, это измерения единого "киберделического" пространства. Человек, не переживший психоделический опыт, просто не понимает, как использовать возможности современных медиа. (Кстати будет заметить, что в освоении виртуального пространства заметную роль играют именно выходцы из времен психоделического бума, как друг Лири, борец за свободу Интернета Джон Перри Барлоу. Лири уверяет даже, что глава "Майкрософт" Бил Гейтс в молодости активно потреблял галлюниногены). Электронные мультимедиа активируют , перепрограммируют мозг любого ребёнка , держащего в руках ремоут-контрол к собственному сознанию. Психоделики плюс новые технологии - это ступени к освобождению, ступени по дороге к тому. что в религии именуется "озарением" или " просветлением". Сам Лири всю жизнь путешествовал на другую сторону мира: как Одиссей, он отправлялся в страну смерти. Каждый "трип" в те времена, когда дозы ЛСД в несколько десятков раз превышали нынешние "микродоты", был опытом умирания. "Всем известно, что психоделическое путешествие - это опыт смерти, -говорил Лири. - Если ты не умер, ты зря потратил деньги". "Психоделический" период жизни Лири начался в шестидесятом. Кто-то из друзей принес попробовать мексиканский "магические грибы". Для Лири это было что-то вроде яблока, упавшего на Ньютона. Он решил, что нашел средство, открывающее "двери восприятия", дорогу в глубины сознания, средство, способное освободить мозг.Изменить мир. Это была революция, и Лири бросился в нее с одержимостью неофита. В основанном им вместе с коллегой Ричардом Альпертом Гарвардском исследовательском центре психоделических веществ двери были открыты для всех. Существовали две точки зрения: пионер психоделии британский писатель Олдос Хаксли считал психоделики мощным стимулом для художественной и интеллектуальной элиты, а поэт-битник Аллен Гинзберг говорил Лири, что наркотики должны быть доступными для всех. Лири знакомится с ЛСД и понимает, что он только готовился к этому "самому потрясающему опыту" своей жизни. Коллеги основывают в Миллбруке, недалеко от Нью- Йорка, Лигу Духовного Поиска (ЛСД в английской аббревиатуре). Это место становится психоделической Меккой Америки. Лири заказывает у швейцарского профессора Альберта Хоффмана 100 миллилитров ЛСД - количество, которым можно было отправить в "трип" полстраны. Говорят, именно он выдвинул подхваченную Джерри Рубиным идею пустить ЛСД в водопровод. По крайней мере, это на него похоже - открыв для себя "озарение", он решил, что это необходимо каждому. Многие ставят одержимость Лири ему в вину, утверждая, что именно его деятельность создала вокруг ЛСД ореол, поставивший крест на попытках использования этого вещества в научных целях. В 1964-м Лири и Альперт выпускают "Психоделический опыт" - пособие для отправляющихся в "трип", истолковывая психоделическое путешествие на основе образов и символов Тибетской книги мертвых. Здесь проявился главный талант Лири- идеолога - умение преподнести теорию в легкой общедоступной форме, превратить ее в тезисы-лозунги. В Америке это было время ЛСД-истерии. Печать и телевидение были заполнены рассказами о девушках, под влиянием галлюциногенов "полетевших" с крыш, и т.п. Дело дошло даже до слушаний в Сенате, где Лири был главным ответчиком: президент Никсон назвал его "самым опасным из живущих людей". Миллбрук, разумеется, закрыли, ЛСД запретили, а Лири был арестован в 65-м на границе с Мексикой за хранение марихуаны. Приговор был небывалым - тридцать лет, исполнение приговора, правда, отложили, но через три года Лири снова попался и на этот раз отбыл в тюрьму на десять лет. Дальше идет приключенческий роман: Лири бежит, уезжает за границу. скрывается в лагере террористической организации "Черные пантеры" в Алжире, потом отправляется в Швейцарию, американское йравительство требует выдачи, он летит в Афганистан и в аэропорту Кабула попадает и руки соотечественников. Снова тюрьма, в 75-м Лири "под давлением общественности" и ввиду некоего сотрудничества с ФБР (туманная история) освобождают, - кстати, за это время он успевает сменить несколько жен. Лири поселяется в Лос-Анджелесе; он открывает для себя новую страсть - компьютер. Позже он скажет: "Компьютер - ЛСД 90-х'. Его время снова приходит именно в 90-е, когда на свет появляется новое, настоянное на психоделиках и пропитанное электронными ритмами поколение. Поколению нужна своя идеология, свои вожди, свои учителя. "Включись, настройся, выпади." - знаменитый лозунг Лири времен эйсид-революции и "хороших вибраций". теперь стал лозунгом ковбоев "электронного фронтира", хакеров и рэйверов. А Лири снова стал гуру. Как и положено пророкам и гуру, его главное послание - собственная жизнь. Как Уайльд или Уорхол, он сделал свою жизнь своим главным манифестом, формой искусства. Таким же манифестом должна была стать и его смерть. Лири говорил о приближающемся конце с радостью. Последний, предельный эксперимент, который расставит точки над 1. Его конец должен был стать шагом в будущее. Когда он поймет, что "индекс жизненного уровня" упал ниже "приемлемой отметки", Лири примет последнюю дозу психоделика, выпьет яд и отправится в последний трип. Бригада из Центра криогенной технологии заморозит его тело и сохранит мозг до лучших времен - Лири не верил в существование души. мозг и есть душа, считал он. Весь процесс снимается на пленку, и каждый желающий, включившись в сеть, сможет поучаствовать в прощальной вечеринке. Но за несколько дней до смерти Лири отказался от сего грандиозного проекта. Поводом послужил конфликт с криогенными техниками; но, возможно. Лири все же боялся этого путешествия в один конец. Не зря свою смерть он настойчиво именовал "де-анимацией". Все-таки есть вещи, с которыми трудно шутить. Лири умер, но, как принято говорить в таких случаях, дело его живет. Его страница в Интернете постоянно обновляется, внося посильный вклад в информоционную революцию, которая давно уже идет, меняя на глазах старый мир и старое сознание. Прах Лири. согласно его завещанию, был развеян по ветру; как он любил говорить, Escape-Delete.
http://www.leary.ru/articles/?n=04