![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Edward Steichen, Melpomene, Landon Rives, 1904.
Спенсер Канса
Горькая Звезда: магическая жизнь Маджори Кэмерон
ГЛАВА 10. НОЧНОЙ ПРИЛИВ
И в мерцании ночей я все с ней, я все с ней,
С незабвенной - с невестой - с любовью моей -
Рядом с ней распростерт я вдали,
В саркофаге приморской земли.
Аннабель Ли . Эдгар По.
В конце лета 1960 года, Кертис Харрингтон предложил темной, запретной стороне личности Кэмерон проявить себя в своем первом, полнометражном фильме, его режиссерском дебюте. В фильме Секреты моря, позже переименованном, в роли, созданной специально для нее, Кэмерон сыграла морскую ведьму, сценарий написал он сам, рассказ, позже был переименован в Ночной прилив(NightTide),вдохновленный литературным псевдонимом По. «Присутствие Кэмерон, и образ, созданный ею, был настолько мощным и сильным, что ее приняли за этот таинственный персонаж» - объясняет он.
Сделанный за пределами студийной системы, Ночной Прилив был одним из первых американских фильмов, включающих элементы нового французского направления кино, когда сцены снимаются камерами, вывозимыми на улицы в реальных местах, среди реальных людей, с применением ручных методов съемки. Возглавляя свой первый полнометражный фильм, снимаемый по его собственному сценарию, на заре нового, жизнеутверждающего десятилетия, материал не мог выглядеть ярче для режиссерского дебюта.
Чтобы сделать фильм с бюджетом всего в $ 50 000, Харрингтон полагается не на состоящих в профсоюзе талантливых актеров и производственную осмотрительность: «За все основные роли киноактерам было выплачено жалование по минимальной расценке, что в 1960-м году означало $ 350 в неделю». Еще до начала съемок директор отклонил предложение бригады Микки Коэна профинансировать эту картину: «Они были очень, очень очаровательными людьми, но у меня было предчувствие, что если фильм пойдет не так хорошо, как они рассчитывали, я мог бы в конечном итоге оказаться на дне реки Лос Анжелеса или замурованным в блоке цемента»! В результате он отказался связываться с темными личностями нижнего Тинселтауна, а привлек начальные денежные средства из более чистых источников, в том числе от всегда надежного Роджера Кормана, который присоединился к его проекту и помогал в сфере финансирования и дистрибуции.
Создание картины без участия членов профсоюзов означает, что Союз киномехаников откажется запустить в прокат любой фильм, у которого нет символа IATSE - эмблемы профсоюзов. Чтобы компенсировать это, Харрингтон нанял Флойда Кросби, (отца Дэвида Кросби), сертифицированного оператора, чтобы он работал в течение нескольких дней на некоторых сценах. Этого было как раз достаточно, чтобы получить печать IATSE, и остальная картина снималась блестящим оператором Вилисом Лапениексом.
Были также и другие, более туманные силы, помогающие преодолеть неблагоприятные обстоятельства. Когда домовладелица Харрингтона – астролог, услышала о его новом проекте, она спросила своего жильца, в какой день он собирался начать съемки. Когда он ответил ей, она предостерегла его начинать работу именно в этот день, так как тогда был период ретроградного Меркурия, очень плохое время, чтобы начать проекты: «Я спросил ее, что означает ретроградный Меркурий и она подчеркнула тот факт, что если вы делаете что-то под ретроградным Меркурием вы должны будете это переделывать». К сожалению, Харрингтон уже арендовал клуб, где должен был начаться первый съемочный день, поэтому он не мог не запустить процесс.
Кертис Харрингтон: «Мы снимали первые сцены клуба и выбросили их в мусорку, на следующий день мы снимали сцены на пляже и менеджер по производству подбежал, и я никогда не забуду, он как он бегал по песку с вытаращенными глазами, и сказал, что все пленки, начиная с клубной сцены, были засвечены, и мы должны их переснять. Так что мне пришлось снова организовать и клуб, и группу, и флейтиста, и Денниса с Кэмерон. Это заставило меня поверить в астрологию».
В своей первой главной роли, Деннис Хоппер играет Джонни Дрейка, моложавого моряка, проводящего отпуск в Санта-Монике, который влюбляется в Мору, красивую девушку, которую играет Линда Лоусон, работающую русалкой в развлекательном шоу. Современная версия греческого мифа о сиренах, манящих моряков к их погибели, в центре истории Харрингтона находится исследование Хоппера, с целью узнать правду о реальной личности Моры. Запутавшись в тайнах, он не может полностью понять, Хоппер вспоминает, как воспитывали мальчиков в маленьком городке где о вырос и пытается изобразить милый и искренний характер, сильно отличающийся от мрачных, беспокойных, психопатических ролей, с которым он станет отождествляться в будущем.
Кертис Харрингтон: «Я знал, что он замечательный молодой актер из актерской школы Джеймса Дина. Он видел мои короткие авангардные фильмы и они ему очень нравились, и именно поэтому я обратился к нему с предложением сняться в Ночном Приливе (NightTide), и он сказал, что хотел бы работать со мной». Впервые сотрудничая с профессиональными актерами, режиссер в значительной степени полагался на кинематографический опыт Хоппера, а также на старую гвардию, такихкак ГэвинаМьюира и Марджори Итон. Линда Лоусон согласилась принять участие в съемках по рекомендации друга. После окончания средней школы, она приехала к своей сестре в Лас-Вегасе, и с ее притягательной внешностью и приятными вокальными данными, она устроилась на работу, в TheSandsHotel где пела,а в последствии это место стало вотчиной Фрэнка Синатры. Несмотря на свою относительную неопытность, Лоусон играет свою отстраненную, деликатную роль хорошо, и первоначальная неловкость медленно разгорающегося романа Моры и Джонни исполнена великолепно. Лоусон была более чем следовало обеспокоена своей коллегой по съемкам: «Кертис сказал мне, что Кэмерон практикующая ведьма, поэтому я была очень любезна с ней ха-ха. Я не хочу никаких заклинаний или чего-то в этом роде. Но она была замечательной». Не смотря на то, что в жизни Кэмерон была художником, Лоусон признает: «Ее аура была очень артистической».
Несмотря на связанность друг с другом сюжетной линией, между женщинами не было болтовни за пределами съемок, однако, в контексте ролей, которые они сыграли, все было идеально, поскольку, будучи морской ведьмой у Кэмерон была негласная телепатическая власть над персонажем Русалки Лоусон. Их первая совместная сцена происходит в самом начале фильма, в упомянутом ранее джаз-клубе, где публика вальяжно наслаждается звуками джаза флейтиста Пола Хорна и его группы. В аудитории сидити флиртует коротко стриженый блондин, Пол Мэтисон, который был снова под рукой, работая в качестве художника по декорациям Харрингтона, несет ответственность за оформление декораций Русалки, которые, если внимательно присмотреться скрывают ключ к финалу картины.
В отличие от большинства голливудских фильмов, которые были популярными в то время, когда они пытались захватить джазовую Бит сцену, точка рения Харрингтона, основанная на его собственных наблюдениях того времени, имеет натуралистический истинный взгляд на все это. Джонни безуспешно пытается приударить за Морой, атмосфера нарушается, когда Кэмерон совершает свое своевременное драматическое появление. Изысканная, в черном, одетая в готическом стиле, она неторопливо, царственно и властно подходит, давая волю полному блеску в своей завораживающей манере. Равнодушно играя со своим ожерельем, Кэмерон бесцеремонно подходит к паре и прерывая их разговор, обращается к Море на греческом, на котором она научилась говорить без акцента. (2) Взволнованная тем, что ей устроили взбучку, Мора уходит расстроенная и Джонни вскоре следует за ней. Прежде чем покинуть клуб, он оглядывается, чтобы еще раз увидеть таинственную женщину, которая нарушила его планы, и в этот момент камера нацелена крупным планом на потрясающее лицо Кэмерон, которая поворачивает голову, чтобы показать герою Хоппера ядовитый взгляд. Недоступная и сдержанная Мора сначала сопротивляется романтическим поползновениям Джонни, преследуемая иррациональным страхом, как мы узнаем позже, чтобы отдаться сексуальному желанию и своим подавленным смертоносным импульсам. Но пока он провожает ее домой, от очарования соседского мальчишки Хоппера медленно тает ее ледяное сопротивление, и после того как он крадет у нее поцелуй, она соглашается встретиться с ним на следующий день.
На следующее утро Джонни навещает Мору в ее квартире над каруселью на пирсе Санта-Моники, и они завтракают на открытой террасе. Снимая на фоне пляжа Санта-Моники, легко забыть, как непривычно было бы увидеть,чтобы подобное происходило в реальной жизни как в драматической структуре фильма. Moрaпривлекает Джонни к своей работе и знакомит его со своим общительным и загадочным опекуном, капитаном Мердоком, которого умело играет опытный характерный актер Гэвин Мьюир. Джонни и Морской Капитан сошлись на теме их общего мореплавательского опыта. Затем Джонни посещает представление, чтобы просмотреть Русалку, восхищаясь тем как Мора покоится, как прекрасная нимфа в своей водяной могиле.
В то время как романтические отношения главных героев расцветают, их свидания включают ночную пляжную вечеринку в Райской бухте(ParadiseCove) в Малибу. Там, перед группой подростков, Мора исполняет балийский танец Бонго бит, в то время как Кэмерон, стоя на соседней скале, смотрит на нее давлея гипнотической властью над ней. Веселье рассеивается, только когда Мора замечает призрачный силуэт Кэмерони падает в обморок.
После очередного визита в квартиру Моры Джонни отказывается прислушаться к предупреждениям хозяина вечеринки и его дочери, которую играет Луана Андерс, который сообщает ему, что два предыдущих бойфренда Моры найдены мертвыми на берегу. Как ни странно, у Джонни звонит телефон, хотя никто не знает, что он там, но когда он поднимает трубку, в ответ тишина. В этот момент он замечает стремительный призрак Кэмерон проносящийся по прибрежной улице, и поэтому он следует за ней в поисках ответов. Несомненно, наиболее привлекательным является последовательность кадров фильма, где Кэмерон приманивает героя Хоппера в дом капитана дальнего плавания, блуждая, как ведьминский дух по заброшенному великолепию Венеции.
Кертис Харрингтон: «Сейчас это перестроено ужасно, но тогда Венеция была замечательной, в прошлом великолепный, а ныне запущенный район и история о человеке, который создал его, потому что он хотел воссоздать иную версию итальянского города».
Гламур Венеции исчез, по-видимому, чтобы отобразить внешний вид Кэмерон, так как она выглядит значительно старше, своих 38 лет. Хоппер утверждает, что такой износ не относится ко всем частям ее тела. «У нее было очень старое, морщинистое лицо, но это не имело никакого отношения к ее телу вообще. У нее было тело молодой женщины. У нас были замечательные, очень близкие отношения. Мы были очень близки, но без излишней болтовни. У нас были интимные отношения, может быть, три или четыре раза, но это не было похоже на долгосрочную связь».
В полной мере ухудшения состояния лица Кэмерон четко проявляется в крупном плане, где она в какой то момент останавливается, чтобы проверить свои карманные часы, личное почтение Харрингтона белому кролику из Алисы в стране чудес. Часы, которые она носит, возможно, были теми, которые были на ее муже Джеке, в тот момент, когда он был убит, и которые все еще оставались в ее собственности. Ручные часы, видимо, остановились в момент взрыва. Так же, как белый кролик, Кэмерон поворачивает за угол и исчезает, оставляя зачарованного, докучливого и растерянного моряка стоять у дома капитана Мердока. Адрес капитана с числом 777 был нарисован Кэмерон на спасательном круге как тайный поклон каббалистическому сборнику Кроули. «Я вношу небольшие оккультные отсылки во всех моих фильмах, как небольшую причуду, так чтобы некоторые люди могли это уловить»объясняет директор картины.
Когда язык развязался крепким напитком, словоохотливый морской капитан кидает сногсшибательную новость, что его подопечная Мора не участвует в новой постановке, и что на самом деле, и это факт, в реальной жизни она является потомком мифического морского существа. Он предупреждает Джонни, что тот находится в смертельной опасности, если продолжит видеться с ней, но влюбленный моряк отказывается в это верить, несмотря на то, что Moрa подтвердила эту истину, и подкрепила ее тем, что женщина в черном тоже морское существо и она здесь, чтобы забрать ее назад, домой к своему народу. Находясь в некотором замешательстве, Джонни посещает гадалку, которую театрально играет Марджори Итон, которая предостерегает его о том, что он находится в большой опасности, пока Мора затянута в «водоворот зла».
Во сне Moрa показывает Джонни свой чешуйчатый хвост, затем он просыпается и обнаруживает, что она отсутствует. Прочесывая пляж, он находит Мору припавшую к деревянной стойке под пирсом, и спасает ее от подъема уровня воды. Вместе со своим бойфрендом, по-прежнему не желающим поверить в истину о ней, Мора берет его с собой в подводное погружение. Они вступают в схватку под водой, и нож уже мелькнул, ноМораимеет в виду вовсе не убийство. Вместо этого, она разрезает шланг подачи воздуха Джонни и отправляет его на поверхность, в то время как она сама тонет «принимая восторг глубин».
В ту ночь Джонни снится Мора, он обнаруживает ее в образе Русалки на скалах, глядящую в зеркало и расчесывающую волосы. Настроение меняется, когда она пытается затащить его в море и Кэмерон появляется на мгновение, смеясь и издеваясь над отчаянным положением Джонни. Обнаженная, непревзойденная и без макияжа, она появляется более молодой, более соответствующей своему реальному возрасту. Джонни просыпается и возвращается к аттракциону, где он находит безжизненное тело Моры, лежащее вРусалочьем баке. Капитан Мердок неожиданно врывается и обвиняет Джонни в ее смерти. Он размахивает пистолетом, стреляет, но промахивается мимо цели. Джонни прыгает на крышку и случайно попадает в цистерну, она опрокидывается и выливает тело Моры на пол. Морской капитан арестован и признается во всем в полицейском участке. История про морских людей, была просто ширмой, которую он использовал, чтобы принудить Мору выйти за него замуж. На самом деле, именно он несет ответственность за двойное убийство. Тем не менее, с таким поворотом сюжета, он клянется, что не знает о загадочной женщине в черном, таким образом, роль Кэмерон во всем этом, соответственно осталась неоднозначной.
Элегантно написанный и полный очарования старого мира, Ночной прилив глубоко задевающая чувства картина, просачивалась в окружающую среду. Хотя первоначально задуманный как фильм ужасов, это гораздо больше в традиции фильмов нуар, хотя и с некоторыми оккультными обертонами, и, оглядываясь назад, Линда Лоусон отдает дань уважения мастерству Харрингтона в создании такой атмосферы: «Я думаю, что Кертис самый необычный оператор. Настроение в этом фильме невероятное, вы не смогли бы сделать так с цветом и с фильмами, которые есть сегодня. Он имеет дело с темнотой, освещением, и тенями. Это дало всему фильму такое постоянного ощущение, что нечто зловещее и ужасное должно произойти».
Действительно, одним из самых впечатляющих качеств фильма является экспертный способ Харрингтона гармонично сочетать причал Санта-Моники с галереями развлечений и карнавалов в Лонг-Бич Парк и причал Оушен Парка в цельное магическое пространство.
«Это были удивительно съемки, несмотря на то, что фильм небольшой. Потрясающий опыт» - вспоминает с нежностью Деннис Хоппер. В самом деле, актер был так расстроен приближающимся финалом, что напился в последний день съемок и когда вышел на улицу попал в аварию с мотоциклом. Будучи высококвалифицированным профессионалом, во время съемок, Харрингтон чувствовал, что поведение Хоппера происходило из его бессознательного негодования, из-за того, что их совместное время подходило к концу.
Ночной прилив был показанна кинофестивале в Венеции в 1961 году и получил положительные отзывы от итальянской и американской прессы. Харрингтону даже удалось получить их предварительно просмотрев журнал Time, который заявлял: «насаждение страшного соленого очарования», и включил фильм в первую десятку списка фильмов, которые следует посмотреть в этом году. К сожалению, из-за спора с одним из спонсоров фильма, прошло еще почти два года, прежде чем он вышел в прокат и произошло это одновременно с качественной версией Винсент Прайса Ворон по роману Эдгара По. Задержка ударила по коммерческой стороне фильма.
«Это было тем, что французы называют FilmMaudit - проклятый фильм в этом смысле» вздыхает Харрингтон сегодня, тем временем Хоппер отмечает: «У нас был фильм, признанный TimeMagazine, но его нигде невозможно было посмотреть, ха-ха».
Несмотря на все те препятствия Ночной Прилив стал подлинной культовой классикой, любимым избранной группой киноманов, в том числе Анри Ланглуа, руководителя престижного Cinematheque Franсaise. Как Храм наслаждений перед ним, присутствие Кэмерон преобладает, но что более всего примечательно, это когда вы понимаете, что она единственная на экране менее чем за пять минут. Подражая Орсону Уэллсу, в фильме захватывает внимание яркая эпизодическая роль, как и Гарри Лайм в классическом фильмеTheThirdMan(Третий человек) Кэрола Рида, это неуловимость и мистичность Кэмерон в том, что преобладает изображение, и помогает определить другие образы в нем. Сегодня, оглядываясь назад, звезда фильма верит что присутствие Кэмерон придало дополнительное особое качество проекту.
Деннис Хоппер: «Кэмерон просто завораживает, и я любил с ней работать. Но она была странной. У нее всегда была идеальные манеры. Я никогда не видел, чтобы она потеряла свойственную ей отстраненность, но вы можете почувствовать, что есть что-то очень чувствительное в ней. Это не значит, что она была беспомощна и уязвима, она всегда была уверенна в себе, но в ней всегда была эта, присущая ей деликатность. Она не была разговорчивой, но когда она действительно говорила, это всегда было в сдержанной манере, которая сделала ее присутствие в фильме еще более сильным».
http://www.castalia.ru/perewody/agiografii/2516-spinker-kansa-gorkaya-zvezda-magicheskaya-zhizn-madzhori-kemeron-glava-10-nochnoy-priliv.html