понедельник, 17 августа 2009 года, 13.23
Александр Иличевский: «Никогда не встретимся…»
Лауреат Букера считает, что литература нужна для того, чтобы наладить связь с Вселенной без посредников
Лауреат Букера Александр Иличевский считает, что литература нужна для того, чтобы наладить связь с Вселенной без посредников: «Нефть и металлы должны освободить место для искусства, для воображения». Подробнее

Зазевавшийся молодой человек - герой романа - чуткий к анализу своих восприятий и толком не решивший, что происходит вокруг, не успел и глазом моргнуть, как его более восприимчивая к положению вещей спутница сделала блестящую карьеру и почувствовала, что такое власть над теми, кого она опередила в приспособленности к наступающим обстоятельствам. Героиня повести, скорее "тихоня" по складу, чем амазонка, - психолог, работает в хосписе, где содержатся неизлечимые больные. Задача заведения, основанного в России американцем Кортезом, - подготовка терминальных пациентов к их фатальной участи в атмосфере психического равновесия и облегчение страданий "переходного периода". Этот дом обреченных представляет сложный этический и архитектурный проект, систему средств, медицинских и психологических, которые Кортез разработал и внедрил по всему миру.

В сборнике представлены рассказы и повесть Александра Иличевского. В причудливой, избыточной, текучей, как вода, прозе автор отражает все стилистическое многообразие русской литературы прошлого века. Приложенное к современности, это многообразие переплавляется в единый пласт «национального мифа».

В романе, сюжет которого развертывается на фоне азиатского барокко, Александр Иличевский реализует тему радикальной связности поверх метафизических границ - сна и яви, живого и неживого, жизни и смерти. Здесь Иличевский развивает идею тотального единства - но опирается не на буддийское мировоззрение, а скорее на то ощущение "жизни везде", что заставило в свое время Мориса Бланшо высказать мысль о смерти как избытке жизненной силы. Для Иличевского бытийное одиночество и подлинность каждой отдельной жизни в этом одиночестве - лишь частный случай на фоне всеобщей и в целом гармоничной связанности.

Александр Иличевский - известный романист, лауреат премии "Русский Букер", как-то признался, что "привык план-черновик для прозы записывать в виде стиха". Перед нами книга, состоящая из рассказов, сильно напоминающих стихотворения в прозе. Или - наоборот - стихи, представляющие собой пунктир рассказа или романа. Во всяком случае, сюжеты, обозначенные в этих текстах, тянут на полноценные истории, в них, как пишет автор предисловия к книге В.Губайловский, "очень многое недоговорено, пропущено, но в эти щели хлещет действительность, как воды в трюм корабля".

В романе Александра Иличевского "Матисс" речь идет не о знаменитом французском художнике, а о русском физике, который неожиданно решается на "перемену участи" и становится бродягой, бомжом. А Матисс - это символ яркости, света, невозможного, того, чего не хватает в повседневной жизни герою, - он яростно противится обыденности и несвободе.
Роман удостоен премии "Русский Букер".

Герой романа "Ай-Петри", пережив личную драму, отправляется - подобно многим его предшественникам из классической литературы - в путешествие, чтобы "уйти от себя" и "найти себя". Так начинается "нагорный рассказ" о любви. Именно любовь становится реальным и метафизическим проводником героя. Два образа - загадочной незнакомки, прекрасной и уродливой одновременно (половина ее лица обезображена), и ее постоянного спутника - устрашающего, несущего гибель волкодава - становятся символом душевного раздвоения самого рассказчика и неодолимой связи между любовью и смертью.

Роман "Жди, за тобой придут" - это чрезвычайно увлекательно написанная история жизни одного молодого человека, нашего современника, история ничем, на первый взгляд, не отличающаяся от того, что мог бы рассказать о себе каждый из нас. В ней попеременно случаются взлёты и падения, опьянение сменяется похмельем (в прямом и переносном смысле), очередная любовь заканчивается либо драмой, либо вообще не понятно чем. Но есть во всех этих перипетиях что-то необычное, какая-то тонкая, загадочная уникальность. И, в конце концов, именно эта уникальность и цепочка встреч с удивительными людьми, растянувшаяся на многие годы, приводят главного героя к тем невероятным событиям, которые раз и навсегда меняют всю его жизнь…
С первой до последней страницы автор умело балансирует на тонкой грани реального и фантастического, виртуозно перемешивая события, происходившие в действительности и известные каждому человеку, с эпизодами, не вполне укладывающимися в рамки того, что большинство людей полагает возможным. Несмотря на то, что книга читается на одном дыхании, "Жди, за тобой придут" - вещь, далеко не поверхностная. Любой человек, привыкший задумываться над прочитанным, найдёт здесь столько глубоких идей, столько мудрости и философского смысла, сколько пожелает и сможет воспринять.
Половина сюжета книги развивается в Европе во время чемпионата мира по футболу 2006, другая половина (ретроспективная) освещает ключевые события российской биографии главного героя.
Каждый эпизод романа представлен как отдельная серия некоего "художественного фильма", однако смотрят и комментируют этот фильм не обычные современные люди и не профессиональные критики, а двадцать индивидуумов, оставивших значительный след в истории нашей цивилизации. Среди них: Будда, Христос, Лао-Цзы, Аристотель, Шопенгауэр, Достоевский, Гёте, Омар Хайям, Руми и др. Комментарии составлены из живых изречений этих людей, но скомпонованы таким образом, будто авторы цитат непосредственно беседуют друг с другом, при этом обсуждая события, которые демонстрируются им на экране.
Для читателя, не заинтересованного в подобных комментариях, есть возможность очень просто их игнорировать: комментарии даются в начале и в конце каждой серии и всегда выделяются курсивом. Если курсив пропускать и читать только стандартный текст, книга будет восприниматься как вполне привычный по форме захватывающий авантюрно-мистический роман.