![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)


В книге Марка Роулендса, американского писателя и преподавателя философии, основные философские понятия и проблемы рассматриваются на материале знаменитых научно-фантастических фильмов: "Матрица", "Терминатор" и "Термииатор-2", "Звездные войны" и т.д.

В книге изучается визуальная природа символического языка искусства кинематографа и литературы с позиции офтальмологической теории речевой деятельности. Эта концепция утверждает, что восприятие и порождение эстетической реальности сопряжено с эмоциональными расстройствами психического аппарата и органов чувств - слуха и зрения - при контакте с труднообъяснимой действительностью, вследствие попыток субъекта преодолеть конфликт идентичности и определить свое место в социокультурном дискурсе.
Подобно оптической системе огромной разрешительной способности, фильмы М.Антониони, П.Гринуэя, А.Сокурова, С.Говорухина, Н.Михалкова и др. режиссеров передают посредством языка визуальных знаков максимально полную картину социокультурной реальности и сообщают о переживаниях современного человека, испытывающего одиночество, неспособного установить полноценную связь с окружающим миром. Язык искусства рассматривается как средство эмоциональной защиты от внутренних (психических) и внешних (социальных) конфликтов. 'Значительное место в книге отводится анализу форм речевого поведения эстетического субъекта, познавательная активность которого часто не соотносима с возможностями органов чувственного восприятия - зрения и слуха.

В своих теоретических основаниях книга интердисциплинарна, она совмещает в себе положения культурологии, психологии искусства и философской антропологии. К первой принадлежит центральный посыл работы, констатирующий, что в европейской культуре определенным искусствам приписывалась сновидческая природа - так делалось в отношении театра, поэзии и прочего.
Автор убежден, что по условиям демонстрации в кинозале именно кинематограф ближе всех к сновидению, отчего расхожим стало их сравнение и уравнивание. Психологию искусства репрезентирует тот содержательный пласт работы, где ониричность кино рассматривается в свете различных, исторически сменявших друг друга концепций сна - от античной (Артемидор Дальдийский) до современных, психоаналитических. В качестве базовой автором избрана юнгианская модель, предполагающая, что в грезах находят выражение сегменты коллективного бессознательного, обретая там форму стабильных драматургических структур. Трансформируясь, обрастая новой конкретикой, они переходят из фильма в фильм - в книге эти блуждающие структуры обозначены как "киносны".
Наконец, со сферой философской антропологии соотносимы анализы отечественной кинопродукции, где на примере картин М.Калатозова, М.Хуциева, О.Иоселиани, В.Шукшина, А.Тарковского, С.Говорухина, А.Рогожкина и др. показывается, как предложенная одним из основателей философской антропологии - М.Шелером - "классическая" концепция человека, ставившая бытие людей в зависимость от трансцендентных факторов (Бога или "всесильного учения" в советские времена) постепенно вытеснялась на отечественном экране концепцией альтернативной - Шелер неудачно именовал ее "отрицательной".

В книге проблематика кино рассматривается в общем процессе развития культуры XX века. Автор пытается в истории культуры найти такие эстетические явления, которые можно было бы назвать прямыми предшественниками кино. Соотнося литературные и зрелищные пласты культуры, он доказывает, что в любой культуре они являются оппозиционными.
Значительная часть книги посвящена соотношению между визуальными и вербальными пластами культуры или кино и литературой на разных этапах истории XX века.
no subject
Date: 2010-04-25 12:30 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-25 12:31 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-25 12:32 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-25 12:33 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-25 12:35 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-25 12:37 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-25 12:37 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-25 12:38 pm (UTC)