![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Орфей возрождает традиции мистерий. Отныне Элевсины и Дельфы становятся духовными центрами, где учат Красоте, Мудрости и Гармонии. Это был культ Солнца - Аполлона, единого Источника всего сущего на небесах и на земле, культ Добра и Знания о бессмертии человеческой души.
Элевсины - "место, куда пришла богиня". Смысл Элевсинских мистерий заключалась в особых таинствах, которые должны были помогать человеку, его уму и его душе, очищаться от невежества и возрождаться к "вечной жизни". В основе мистерий - классический миф о Деметре и Персефоне, прохождение души через разнообразные испытания. Точно так же, как в древнеегипетских мистериях, ищущим подлинного знания о себе и о мире необходимо было достойно справиться с искушениями, и, преодолев слабости, обрести самих себя.
Мистерии в Дельфах, по замыслу Орфея, соединяли две противоположности - Аполлона и Диониса, взывая к изначальной гармонии мира. Постоянство, порядок, соразмерность, принципы построения всего и вся - солнечный Аполлон. Непрерывное изменение, преодоление всевозможных препятствий - беспокойный Дионис. Одно начало, что стремится к соразмерности и четкости. Другое начало, олицетворяющее бурный энтузиазм, бесконечное движение и стремление к новому. Гармония, как слияние двух противоположностей. В храме в Дельфах Орфей проводит праздники, наполненные символами именно этой, первоначальной, небесной гармонии. И в этом же храме вещают пифии - прорицательницы легендарного дельфийского оракула, от имени самого светлокудрого Аполлона отвечают на вопросы тех, кто желает знать свою судьбу и волю олимпийских богов.
Миф говорит о том, как Орфей сталкивается с сопротивлением и злыми кознями последователей культа Вакха и гибнет растерзанный злобными вакханками. Таким образом темный культ лунных богов мстит солнечному началу. Таким образом великий Учитель приносит себя в жертву и погибает. Но успевает оставить бесценное наследство - свет знания, "лечение божественным светом", основной принцип для новой религиозной мысли и для новой культуры. На место грубой физической силы и душевной слепоты должны прийти - чистота помыслов, идея разумного аскетизма, высокие моральные принципы.
"Эвридика останавливалась, нерешительная, а затем возобновляла свой путь, словно побуждаемая магической властью, все более приближаясь к пасти ада. Но я различил спящее небо в ее взорах. Я позвал ее, я взял ее за руку, я крикнул ей: «Эвридика! Куда идешь ты?» Как бы пробужденная ото сна, она испустила крик ужаса и, освобожденная от чар, упала на мою грудь. И тогда Божественный Эрос покорил нас, мы обменялись взглядами, так Эвридика — Орфей стали супругами навек".
По одной из версий Орфея убила молния, другая легенда гласит о его добровольной жертве, когда он сам лишает себя жизни. Философ Платон, для которого идеи орфизма стали источником вдохновения, утверждал, что Орфея буквально разорвали на части безумные женщины, притязания которых на плотскую любовь он демонстративно отверг. Голову Орфея вместе с лирой убийцы бросили в реку Гебр. Согласно преданию обломки музыкального инструмента подобрали олимпийские боги и превратили в одно из самых красивых небесных созвездий. Душа Орфея превратилась в прекрасного лебедя. А голову, которую выбросило на прибрежные камни, жрецы еще много лет использовали в качестве "говорящего оракула". и это был древнейший и самый ценный оракул Греции.
По версии известного писателя-мистика Эдуарда Шюре Орфея преследовали вакханки, которыми руководила жрица темной богини Гекаты Аглаониса. Они разработали коварный план, подчинив своему влиянию его возлюбленную Эвридику, которая в то время еще была жива. Коварная жрица соблазнила девушку магическим напитком, якобы дающим необыкновенные любовные силы. На самом деле это был смертельный яд. Эвридика скончалась в немыслимых муках. Но безутешный в своем горе Орфей продолжал проповедовать, увлекая все новых последователей учением Света. Тогда Аглаониса принудила фракийских военачальников составить заговор и Орфей погиб, пронзенный их мечами. Однако подлое убийство учителя лишь способствовало распространению доктрины Орфея по всей Греции.
"Когда я увидал тело Эвридики, сжигаемое на костре, когда последние следы ее живой плоти исчезли, я спросил себя: где же ее душа? И я пошел в невыразимом отчаянии. Я искал эту душу везде, куда мог проникнуть, но тщетно. Под конец я пришел к пещере Трофонийской. Проникнув до конца и увидав то, что ни одни уста не должны произносить, я вернулся в пещеру и впал в летаргический сон. Во время этого сна ко мне явилась Эвридика и сказала: «Ради меня ты не побоялся ада, ты искал меня между мертвыми. Я услышала твой голос, я пришла. Я обитаю на краю обоих миров и плачу так же, как ты. Если ты хочешь освободить меня, спаси Грецию и дай ей свет. И тогда мне будут возвращены мои крылья, и я поднимусь к светилам, и ты снова найдешь меня в светлой области Богов. А до тех пор я должна бродить в царстве мрака, тревожном и скорбном...» Трижды я хотел схватить её, трижды она исчезала из моих объятий. Я услышал звук словно от разорванной струны, и затем голос, слабый как дуновение, грустный как прощальный поцелуй, прошептал: «Орфей!»