![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Georgia O’Keeffe, Untitled (Seated Nude), 1917.
ВОСЕМЬ НАСЛАЖДЕНИЙ
В мире есть восемь наслаждений:
Наслаждение созерцать краски мира,
означающее предаваться излишествам в цветах,
наслаждение напрягать свой слух,
означающее предаваться излишествам в звуках,
наслаждение человеколюбием, губящее
естественную добродетель,
наслаждение долгом, разрушающее всеобщий
порядок в мире,
наслаждение обрядами, приучающее нас к
неестественности,
наслаждение музыкой, означающее поддаваться
соблазнам,
наслаждение мудростью, означающее
упражняться в никчемных искусствах,
наслаждение знанием, означающее привлекать
к себе недоброжелателей.
Когда все живое в мире принимает свою природу и судьбу, не имеет значения, существует или не существует в нем восемь этих утех. Когда же нет возможности принять свою природу и судьбу, тогда эти восемь ложных добродетелей опутывают людские сердца и ввергают мир в смуту, так что люди начинают чтить их и не хотят с ними расставаться. О, как обманут мир! Кто скажет, что люди одолели эти соблазны и избавились от них?
Посему, если благородному мужу приходится взойти на престол, ему лучше всего следовать недеянию. Благодаря недеянию он обретет покой в своей природе и судьбе. Поэтому сказано: «Если ты ценишь себя больше всей Поднебесной, тебе можно доверить судьбу мира. Если ты любишь свою жизнь больше мира, то мир можно оставить на твое попечение».
И если благородный муж способен хранить свою энергию Ци, никогда не показывать силу и не похваляться ею, то, даже сидя в медитации недвижно, как труп, он будет иметь драконий облик, и, даже храня глубокое безмолвие, он возымеет громоподобный глас. Он будет воздействовать духовной силой и соединяться с Небесным в самом себе. Он будет как бы бездеятелен, а все сущее предстанет ему паром, возносящимся ввысь. К чему тогда думать о том, как лучше управлять Поднебесной?
Марк Форстейтер
Даосские притчи