![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Вершины мировой литературы. Чемодан от Франца Кафки


Памятник Кафке в Праге
В Швейцарии вскрыли сейфы с рукописями Кафки
Из хранилища в швейцарском Цюрихе извлечены рукописи Франца Кафки, за право владения которыми на протяжении более чем двух лет спорят Национальная библиотека Израиля и две гражданки этой страны. Как пишет во вторник, 20 июля, The Independent, немецкие литературоведы уже начали изучать архив, который, как считается, включает в себя множество неопубликованных рукописей, а также письма, рисунки и открытки.
Специалисты не исключают, что среди бумаг, написанных более 80 лет назад, есть уникальные рукописи, с содержимым которых никто ранее не знакомился.
Как пишет The Guardian, швейцарские сейфы с бумагами Кафки открыли по постановлению израильского суда. Неделей ранее он также распорядился вскрыть банковские ячейки в Тель-Авиве, где хранилась другая часть архива писателя.
Сообщается также, что при вскрытии архива, хранившегося в Цюрихе с 1956 года, присутствовали юристы, представители Немецкого литературного архива и Национальной библиотеки Израиля, а также сестры Ева и Руфь Хоффе (вторую сестру в СМИ иногда называют Рути Вислер), также претендующие на рукописи Кафки.
Судебные тяжбы вокруг архива писателя, умершего в 1924 году, связаны с тем, что до сих пор не ясно, кто является законным владельцем этих бумаг.
Как известно, Кафка оставил свои рукописи другу и душеприказчику Максу Броду и своей возлюбленной Доре Диамант, распорядившись сжечь все бумаги. Диамант действительно уничтожила часть бумаг, а письма и записные книжки, которые женщина решила все же сохранить, исчезли после обыска, проведенного в ее берлинской квартире гестаповцами в начале 1930-х годов.
Брод же ничего сжигать не стал. Он опубликовал ряд произведений Кафки, которые не были изданы при жизни писателя, и продолжал хранить его рукописи. В 1939 году Брод вместе с архивом сбежал из Европы в Палестину, а в 1956-м спрятал наследие Кафки в одном из швейцарских банков. В дальнейшем часть этого архива Брод отдал библиотеке Оксфордского университета.
При этом некоторые рукописи Кафки хранились и в квартире Брода в Тель-Авиве. Эта часть архива после смерти владельца в 1968 году перешла его секретарше и, предположительно, любовнице Эстер Хоффе. Известно, что что-то из бумаг женщина продала (в частности, рукопись "Процесса", которая впоследствии досталась одной из немецких библиотек), что-то поместила на хранение в банки. Какую-ту часть архива Хоффе хранила у себя дома в Тель-Авиве.
После смерти женщины в 2008 году принадлежавшие ей рукописи перешли в руки ее дочерей, Евы и Руфи. В последующие два года Национальная библиотека Израиля через суд добивалась того, чтобы сестры открыли архив. В качестве аргумента специалисты приводили то обстоятельство, что старинные рукописи, вероятнее всего, хранятся в неподходящих условиях, что отражается на их состоянии.
Кроме того, существует письмо Брода, в котором он пишет, что завещал архив Национальной библиотеке. Специалисты не исключают, что завещание Брода может находиться среди бумаг, которые сестры Хоффе отказывались обнародовать.
http://www.lenta.ru/news/2010/07/20/kafka/Чемодан с Кафкой
В субботу, 6 июля, 2008 года израильская газета Haaretz сообщила, что в обозримом будущем литературоведы получат доступ к неизученному архиву Франца Кафки, с 1939 года хранящемуся в Тель-Авиве. СМИ подхватили эту новость, слегка видоизменив смысл первоначальной заметки: мол, архив найден или обретен вновь. Однако находки как таковой не было: все обстоит по-кафкиански абсурднее, и детали происходящего продолжают выясняться.
О существовании этого архива было известно давным-давно, его последняя владелица десятилетиями играла в кошки-мышки с израильскими властями, и только сейчас, после ее смерти, у исследователей наследия Кафки появилась надежда увидеть пресловутый чемодан рукописей своими глазами. Но на сегодняшний день их никто не видел, никто не знает, о каком объеме документов идет речь. Все самое интересное еще впереди.
Франц Кафка умер от туберкулеза в 1924 году, не дожив месяц до своего 41-го дня рождения. К этому времени он опубликовал полтора десятка рассказов и повесть "Превращение". Три его романа - "Процесс", "Замок" и "Америка" - не были готовы к печати. Кафка просил своего друга и душеприказчика Макса Брода сжечь все рукописи. С той же просьбой писатель обратился к своей последней возлюбленной - Доре Диамант. Дора, в отличие от Макса, хотя бы частично распоряжения писателя выполнила, оставив себе, правда, три с лишним десятка писем Кафки и двадцать записных книжек. Все они исчезли в 1933 году, когда берлинскую квартиру Диамант обыскали гестаповцы и конфисковали ее бумаги. Ни письма, ни записные книжки до сих пор не найдены.
Макс Брод, будучи вполне состоявшимся и самостоятельным литератором, тем не менее, превратил издание наследия Кафки, которое он не собирался уничтожать и не уничтожил, в дело всей жизни. Романы он опубликовал вскоре после смерти друга: "Процесс" в 1925-м, "Замок" в 1926-м, "Америку" в 1927-м. В 1930-х вышли шесть томов избранных сочинений Кафки, в 1937-м первая биография писателя.
В 1939 году, когда немцы вошли в Прагу, Брод бежал в Палестину. Вместе с ним в Тель-Авив приехал чемодан рукописей Кафки. В 1956-м, когда разразился Суэцкий кризис, осторожный Брод переправил бумаги друга в Швейцарию и поместил их в банковский сейф. В 1961-м по настоянию наследников Кафки Брод передал большую часть архива Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета, в частности рукописи "Замка", "Америки" и "Превращения". Себе он оставил "Процесс" (по его словам, это был подарок Кафки) и что-то еще: предположительно, какие-то личные вещи, открытки, наброски.
Все, что Макс Брод не передал в Оксфорд, осталось в его квартире в Тель-Авиве. Когда в 1968 году он умер, остатки архива Кафки забрала себе Эстер Хоффе, его секретарша и душеприказчица, а также, по-видимому, последняя любовница. К ней сразу подступились литературоведы с просьбой открыть содержимое "чемодана", но Хоффе стояла насмерть и наотрез отказывалась показывать документы. Время от времени она сообщала некие сведения об архиве Кафки, буквально ставившие на дыбы заинтересованных специалистов. Дошло до того, что израильские власти заподозрили Хоффе в том, что она тайно вывозит за пределы страны бумаги Кафки и продает их в Европе. Заподозрили не напрасно: однажды Хоффе арестовали в аэропорту Бен-Гурион и нашли при ней письма писателя и его путевой дневник. После разразившегося скандала израильтянка показала часть находящихся в ее распоряжении рукописей, но не более того. Кроме того, часть архива к этому времени была помещена ею на хранение в несколько банков.
В 1988-м Эстер Хоффе продала на Sotheby's за миллион фунтов (по тем временам беспрецедентно дорого) рукопись "Процесса", столь ценимую Бродом. К радости исследователей Кафки, покупатель рукописи вскоре передал текст одной из государственных библиотек Германии. Тогда же, в 1980-х, немецкое издательство Artemis & Winkler выплатило Хоффе аванс за возможность напечатать дневники Брода, но его душеприказчица так и не предоставила бумаги издателям.
В 2006 году соседи Эстер Хоффе вызывали полицию в ее квартиру: они жаловались на вонь от многочисленных кошек и собак, которых держала пожилая дама. Так что состояние бумаг Кафки, которые, предположительно, находятся в этом доме, может быть весьма прискорбным. Во всяком случае, такое мнение высказали несколько специалистов.
Хоффе умерла весной 2008 года в возрасте 101 года. Именно ее кончина позволила вновь заговорить о том, что доступ к рукописям Кафки может быть открыт в скором времени. Сложность состоит в том, что теперь наследие писателя находится в руках дочерей Эстер Хоффе, и переговоры с ними о судьбе рукописей еще только предстоят.
Юлия Штутина
http://lenta.ru/articles/2008/07/09/archive/
no subject
Цель вскрытия ячеек - установление подлинности архивов и решение вопросов об их правообладателях. Открытие ячеек - новый поворот в тянущейся судебной тяжбе. Ее предметом являются рукописи произведений Кафки, на которые претендуют дочери секретаря писателя Макса Брода - друга Кафки.
За несколько дней до открытия хранилищ в Цюрихе по решению суда в Тель-Авиве были вскрыты банковские ячейки, где хранится часть архивов Кафки.
Рукописи Кафки были завещаны сестрам матерью, которая, в свою очередь, получила их от Макса Брода, друга писателя. Несколько лет назад сестры попытались продать некоторые рукописи, посчитав, что являются их полноправными владелицами и вправе распоряжаться ими по своему усмотрению.
Между тем Израиль настаивает, что документы являются частью культурного достояния страны, поскольку Франц Кафка, несмотря на то, что писать предпочитал на немецком языке, имел еврейские корни.
История с архивом Кафки началась незадолго до смерти писателя в 1924 году, когда он передал рукописи "Процесса" и "Замка" Броду с просьбой сжечь их после его смерти. Тот не выполнил просьбу писателя и напечатал произведения, ставшие одними из самых известных в творчестве Кафки.
Бежав в 1939 году из Праги в Израиль, Брод взял с собой документы и передал их своему секретарю, Эстер Хоффе. Часть из них - в том числе и "Процесс", приобретенный немецким литературным архивом, - Хоффе продала, а часть передала двум своим дочерям. В течение последних 50 лет они хранятся в банковских ячейках в Цюрихе и Тель-Авиве.
В прошлом году израильская сторона обратилась к Германии с требованием вернуть рукопись "Процесса", который, по мнению специалистов израильской национальной библиотеки, был куплен незаконно.
Немецкий литературный архив отказывается возвращать рукопись "Процесса", утверждая, что она была законно куплена на лондонских торгах Sotheby’s и никаких оснований для возврата нет.
Ученые и литераторы в разных странах заявляют, что вне зависимости от того, кто будет назван юридическим правообладателем рукописей, они должны быть доступны для публики.
http://www.newsru.com/cinema/19jul2010/kafka.html
no subject
Исследователь творческого пути Кафки Джеймс Хоус решил представить эротические материалы, обнаруженные среди принадлежавших Кафке журналов, в новой книге "Постигая Кафку", которая выходит в свет в этом месяце. Материалы были обнаружены ученым в Британской библиотеке в Лондоне и в Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Издатель порнографических журналов Франц Блей также первым издал и самого Кафку в 1908 году – это был сборник рассказов, позднее вошедших в его "Созерцание".
Доктор Хоус, поклонник Кафки, шедевры которого включают и "Метаморфозы", говорит, что обнаружение порноматериалов свидетельствует, что реальный Кафка не соответствовал тому квази-святому образу, который рисуют исследователи его творчества. "Это не игривые открытки с зарисовками с пляжа, – говорит Хоус. – Это несомненная порнография, чистая и простая. Некоторые изображения довольно откровенны. Это достаточно неприятно".
"Ученые делают вид, что этих материалов не существует. Индустрия Кафки не хочет знать подобного о своем идоле", – отмечает Хоус. "Все, что написал Кафка, все отправленные им открытки, все страницы его дневников считаются потенциальным Ковчегом откровения. Однако никто еще не показывал читателям порнографии Кафки", – добавляет он.
Названия журналов, The Amethyst и Opals, не содержат никаких намеков на их содержание. Кафка держал их запертыми в доме своих родителей, где он проживал, а когда он уезжал, то забирал ключи от тайника с собой.
Один из основных немецкоязычных писателей XX века Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто города Прага. Кафка тем не менее практически не владел идишем и стал проявлять интерес к традиционной культуре восточно-европейских евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием гастролировавших в Праге еврейских театральных трупп, сообщает сайт Википедия.
Закончив Пражский Карлов университет, получил степень доктора права, а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал на скромных должностях до преждевременного— по болезни — выхода на пенсию. В 1917 после легочного кровоизлияния завязался долгий туберкулёз, от которого писатель умер 3 июня 1924 года в санатории под Веной.
При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов. Перед смертью он поручил своему другу Максу Броду сжечь без исключения всё им написанное. Его возлюбленная Дора Димант действительно уничтожила рукописи, которыми она обладала (хотя и не все), но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал большую часть его работ.
http://www.newsru.com/cinema/04aug2008/kafka.html