Музыка Неба
Jul. 24th, 2009 12:11 pmКомусо
Комусо
Комусо[1] (яп. 虚無僧, комусо:, букв. «монахи пустоты») — нищенствующие монахи японской школы дзэн-буддизма Фукэ. Характерной особенностью комусо являлась игра на японской продольной флейте сякухати. Игру на флейте монахи использовали в качестве медитативной практики — суйдзэн. Ещё одной особенностью этих монахов являлся обычай носить тэнгай (яп. 天蓋) — полностью покрывавшую голову, включая лицо, корзину, сплетённую из осоки или тростника. Этот обычай был призван показать отказ монахов-комусо от собственного «я».
- ↑ До середины XVII века эти монахи назывались комосо (яп. 薦僧, комосо:, букв. «монахи соломенных матов»), позже они стали называть себя комусо.
Флейты появились примерно семь веков назад. История началась с китайского буддистского наставника Пу-Хуа. Он основоположенник игры на сякухати, хотя сам на флейте не играл. Пу-Хуа ходил с колокольчиком и звонил в него. И некоторые обретали просветление от звучания колокольчика. И одним из таких просветлённых оказался флейтист, игравший на китайской флейте сяо, сумевший воспроизвести на флейте сакральный смысл звучащего колокольчика. Так этот флейтист перенял дхарму Пу-Хуа. Затем через несколько поколений из Японии приехал буддийский монах, который смог правильно услышать звучание флейты и принёс эту традицию в страну Восходящего Солнца. Сякухати с тех времён – это музыка пробуждения сознания. С 14-15 вв. в Японии на сяку играют только странствующие буддийские монахи, это часть их религиозного опыта. Их называют «комусо» - «монах ветра и пустоты». С помощью флейты они организуют сознание, очищают ум.
"Колокольчик пустоты"
Согласно «Кётаку дэнки» («Хроника передачи колокольчика пустоты») основателем секты Фукэ-сю (Дзенская секта школы Риндзай) был чань-буддист Пухуа, живший в Китае в эпоху Тан Он был знаменит своим эксцентричным поведением, и на все вопросы теологического содержания, ничего не говоря, звонил в колокольчик..
Некий монах Чжан Бо смог воспринять невыразимую словами преобразующую суть колокольчика Пухуа и воспроизвести его на флейте. Он назвал мелодию «Колокольчиком пустоты», но обучить исполнению этой мелодии обычным путем оказалось невозможно, она передавалась как откровение «от сердца к сердцу». Чжан Бо передал это тайное знание другому Чжану, тот - следующему. Через последовательный ряд, состоящий из 16 Чжанов, мелодия пришла к некоему Чжан Цаню, жившему в 13 веке. Он не был озабочен передачей мелодии, однако, повстречавшись с приехавшим в Китай японским монахом Какусином Хатто Дзэндзи, неожиданно осуществил передачу мелодии. В Японии Какусин стал первым патриархом дзэнской секты Фукэ. Последователи ее именовались комусо и являлись членами закрытой общины, куда принимались только самураи.
Повседневная деятельность монахов общины концентрировалась вокруг игры на сякухати. В течение дня они чередовали игру на сякухати, дзадзэн, заняития воинскими искусствами и схиму нищенствования. От каждого монаха требовалось не меньше 3 дней в месяц ходить за подаянием. Во время такого странствия он играл различные соответствующие случаю мелодии («Ворота», «Перекресток» и др.). Когда два монаха встречались в пути, они приветствовали друг друга при помощи мелодий «Зов Бамбука» и «Принять зов бамбука» - в ответ. Прием прерывистой вибрации звука, получающийся от удара ногой об землю, позже выделился в отдельную секту – Кимпу-рю. В самой же секте Фукэ существует около 5 основных школ.
Таким образом в «Кётаку Дэнки» («Хроника передачи колокольчика пустоты») объясняется рождение традиции странствий игры на сякухати монахов этой секты. Следует отметить, что «китайская страница» летописи кажется скорее надуманной автором, нежели имеющей под собой реальное историческое обоснование.
Вся повседневная деятельность монахов-комусо была построена вокруг сякухати: утром игралась пьеса пробуждения («Какурэйсэй»), затем утренняя песнь («Тёка»), после чего начинались дневные службы и т.п. Все ритуальные пьесы, песни и молитвы были частью дзэнской практики, которая называлась «суйдзэн» («суй» переводится как «дуть»), и входят в канонический музыкальный репертуар «Хонкёку» – «Главные мелодии».
Каждый монах должен был в течение месяца не менее трёх дней просить подаяние, во время этого послушания исполнялись мелодии «Проход» («Тори»), «Перекрёсток» («Кадодзцукэ»), «Возвращение чаши [для подаяния]» («Хатигаэси»). Когда же на пути встречались два монаха, они должны были соблюсти определённый ритуал приветствия: сначала игралась «Ёбитакэ» («Зов бамбука»), а затем, в качестве «отзыва» на «пароль» – «Укэтакэ» («принять и подхватить бамбук»).